1. Хотя это один из навыков, которым очень сложно овладеть, но научиться строить и развивать открытые и честные «помогающие» отношения достаточно легко. Наиболее общий прием состоит в том, что консультант очень внимательно слушает клиента, пытаясь понять его чувства, и затем сообщает то, что он понял:
Клиент: Я не понимаю, что со мной происходит. Чем больше я думаю об
этой ситуации, тем больше... Я просто не понимаю. Консультант: Насколько я понял, вы действительно запутались.
2. Даже если чувства отражены не совсем точно и они не соответствуют тому, что клиент реально хотел сообщить, тем не менее этот прием способствует процессу дальнейшего исследования себя.
Консультант: Насколько я понял, вы очень злы на брата за то, что он не предложил вам к нему присоединиться.
Клиент: Нет. На самом деле это не так. Я не столько зол на него, сколько
расстроен тем, что я сам не смог сказать ему о том, как эта поездка была важна для меня.
3. Эта техника дает клиенту возможность получить поддержку, поскольку он видит, что другой человек понимает и принимает его чувства.
Студент: Мне кажется, что глупо проводить экзамен, проверяющий, как
хорошо мы овладели практическими навыками, вместо того чтобы оценить, как мы усвоили теоретический материал.
Преподаватель: Вам кажется, что я отношусь к вам недостаточно уважительно, и вы действительно сомневаетесь в том, насколько хорошо вы овладели практическими навыками.
4. Эта техника проясняет чувства клиента, давая ему возможность более объективно посмотреть на ситуацию.
Клиент: Мой отец всегда вмешивается в мою жизнь, в то время как он не
может разобраться со своей собственной.
Консультант: Несмотря на то, что вы очень сильно любите своего отца, вы боитесь, что можете пойти по его стопам, став неудачников в любовных отношениях.
5. Этот прием способствует переживанию эмоционального катарсиса, освобождает от напряжения и подавленных чувств.
Клиент: Я просто не знаю, что я чувствую по поводу всего этого.
Консультант: Вы просто боитесь позволить себе почувствовать.
Клиент: Вы правы, черт возьми! Я отдала этому ублюдку лучшие годы
своей жизни. Я не знаю, плакать мне, сражаться дальше или отступить. Я так запуталась.
6. Эта техника помогает клиенту продвигаться от более поверхностных проблем к более глубинным и значимым.
Клиент: Я не знаю. Я никогда хорошо не учился. Может быть, вы знаете,
как пройти этот экзаменационный тест без подготовки?
Консультант: На самом деле, у вас есть скрытые способности к самодисциплине. Но иногда вам кажется, что вы недостаточно способны, чтобы закончить колледж, и боитесь, что даже если вы будете прилежно заниматься, то все равно оттуда вылетите.