Подходы, ориентированные на инсайт

Оценить
(0 голоса)
(Другие названия: недирективное, личностно-центрированное, гуманистическое, роджерианское, консультирование, основанное на теории «Я») Создание и дальнейшее развитие До того как на сцене появился Карл Роджерс, психотерапевтическое консультирование носило директивный, предписывающий характер и основывалось на советах, диагнозах, интерпретациях и авторитете консультанта. После публикации книг Роджерса (Rogers, 1942,1951) консультирование претерпевает необратимые изменения: клиенты становятся более автономными и несут большую ответственность за процесс лечения. Клиент-центрированное консультирование быстро приобретает популярность, поскольку его основу составляет оптимистичная философия, которая обращает особое внимание на способность всех людей обучаться, расти и исцелять себя, когда для этого создаются необходимые условия в рамках поддерживающих психотерапевтических отношений. Кроме того, недирективное консультирование пользовалось благосклонностью…
Оценить
(0 голоса)
Роджерс также оказал сильное влияние на двух других теоретиков, которые впоследствии усовершенствовали его идеи, что способствовало еще большей их популярности. Роберт Харкуфф и его коллеги (Харкуфф, Труа, Беренсон, Гендлин) очень искусно интегрировали техники бихевиорального анализа в модель оказания помощи, представляющую несложные навыки консультирования как сущность конструктивных вмешательств. Харкуфф способствовал трансформации роджерианской философии в систему действий. Томас Гордон также занимался развитием идей Роджерса, он разработал известную образовательную систему, предназначенную для работы с учителями (Gordon, 1974) и родителями (Gordon, 1970), которая основывается на использовании навыков «активного слушания» для прояснения чувств другого человека. Не так давно клиент-центрированный подход был поддержан такими учеными, как…
Оценить
(0 голоса)
Большинство клиент-центрироваиных консультантов согласно со следующими положениями (Kelly, 1997; Rogers, 1951, 1995; Wertz, 1998): 1.   Люди стремятся к росту и самоактуализации. Этому естественному процессу, предполагающему достижение более высоких уровней развития нравственной, эмоциональной и поведенческой сферы, могут способствовать специально подготовленные люди, умеющие стимулировать в клиентах, переживающих на данный момент определенные трудности, врожденное стремление к развитию. 2.   «Каждый человек живет в постоянно меняющемся мире переживаний, центром которого он является» (Rogers, 1951, р. 483). В этом предположении подчеркивается , особая значимость индивидуальной и субъективной природы переживаний. Несмотря на все ваши старания быть как можно более эмпатичным, вы никогда не сможете полностью понять ощущения…
Оценить
(1 голос)
5.   Универсальные цели консультирования состоят в том, чтобы помочь человеку стать более свободным, осознанным, нравственным, мыслящим и человечным. Это значит, что во время сессий консультант помогает клиентам исследовать свои ценностные ориентации и личные особенности так, чтобы клиенты стали более гуманными и заботливыми как по отношению к другим, так и по отношению к самим себе. 6.   Ответственность за ход лечения/обучения лежит в первую очередь на клиенте/ студенте, который сам определяет его содержание и, в конечном счете, его успешность. Таким образом, цели консультирования разделяют и клиент, и консультант, при этом внутренний мир клиента изучается как самим клиентом, так и консультантом. 7.   Все…
Оценить
(0 голоса)
Клиент-центрированное консультирование сложно назвать подходом, ориентированным на использование техник, предпочтение в нем отдается исследованию факторов, оказывающих исцеляющее воздействие, и развитию прочных отношений с клиентами. Тем не менее существует несколько стандартных стратегий проведения вмешательств. Одной из любимых техник клиент-центрированных консультантов (так же как и многих других) является отражение чувств, прием, также известный под названием активное слушание. Общаясь с позиций эмпатического понимания, консультант намеренно уделяет большое внимание вербальным и невербальным сообщениям клиента, делает поверхностную и более глубинную смысловую интерпретацию происходящего и затем формулирует ответ, отражающий достаточно глубокий уровень понимания чувств клиента. У этой техники есть свои преимущества.
Оценить
(0 голоса)
1.   Хотя это один из навыков, которым очень сложно овладеть, но научиться строить и развивать открытые и честные «помогающие» отношения достаточно легко. Наиболее общий прием состоит в том, что консультант очень внимательно слушает клиента, пытаясь понять его чувства, и затем сообщает то, что он понял: Клиент:                   Я не понимаю, что со мной происходит. Чем больше я думаю об этой ситуации, тем больше... Я просто не понимаю. Консультант:        Насколько я понял, вы действительно запутались. 2.   Даже если чувства отражены не совсем точно и они не соответствуют тому, что клиент реально хотел сообщить, тем не менее этот прием способствует процессу дальнейшего исследования…
Оценить
(0 голоса)
Как и в случае с любыми другими техниками, описанными в этой книге и предлагаемыми в процессе вашего обучения консультированию, для того чтобы они стали частью вас и вашего привычного стиля общения с другими людьми, вы должны практиковать их в своей повседневной жизни. Хотя потребуется достаточно много времени, чтобы овладеть навыками активного слушания, тем не менее сроки обучения можно сократить. Чтобы начать над этим работу, вам следует использовать любой удобный случай — в общении с друзьями, родственниками, однокурсниками или коллегами — по-настоящему слушать их и потом активно отвечать на их сообщения. Согласно клиент-центрированному подходу, ваша основная задача состоит не в том,…
Оценить
(0 голоса)
Хотя в самом начале клиент-центрированное консультирование было просто бесценным, поскольку оно позволило отойти от привычных способов работы, тем не менее в наше время некоторые его положения были подвергнуты критике. 1.   На клиента перекладывается слишком большая ответственность, и уменьшается роль консультанта как специально обученного эксперта. Клиенты редко знают, что они на самом деле чувствуют. 2.   Немного наивно полагать, что клиентам присуще спонтанное развитие и стремление к высоким целям, которые могут быть просто недоступными. Консультанты могут быть, например, не в состоянии обеспечить «безусловное позитивное отношение» потому, что все в конечном счете обусловлено. 3.   Этот подход не способствует преодолению трудностей, связанных с переводом…
Оценить
(0 голоса)
Принципы клиент-центрированного консультирования могут помочь вам: 1)  развить большее осознание себя, особенно в отношении собственных чувств, что позволит вам расти и развиваться по пути достижения большей конгруэнтности; эти принципы будут ориентировать вас на личностный рост, позволят вам занять активную жизненную позицию; 2)  оценить важность искренности, безусловного принятия и эмпатии в общении с другими людьми; 3)  взять на себя большую ответственность за процесс своего обучения и за свои личные переживания; 4)  осознать, как важно исследовать свои чувства, рисковать ими и делиться с другими людьми; 5)  признать, что для того, чтобы понять внутренний мир другого человека, необходимо оставить в стороне свои оценки…
Оценить
(0 голоса)
(Другие названия: гуманистическое, феноменологическое, консультирование на основе опыта) Экзистенциализм — чрезвычайно интересная, но в то же время сложная теория, поскольку она тесно связана со многими дисциплинами. Экзистенциализм развивался как философское направление задолго до того, как стал соответствовать реальностям психотерапевтической практики. Продолжая дело, начатое Сократом, ряд знаменитых философов, таких как Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер, Гуссерль, Тиллих и Марсель, вели интернациональный поиск конечного смысла жизни. Позже эти сложные философские принципы были подхвачены художниками (Сезанн, Пикассо, Ван Гог, Шагал) и писателями (Кафка, Камю, Сартр, Достоевский). Сейчас экзистенциализм стал своего рода стилем жизни, побуждающим человека использовать и принимать свою тревогу конструктивным образом (May, 1983). К…