Он говорил о том, что консультантам необходимо помнить, что цель их работы — способствовать изменениям клиентов на поведенческом уровне; таким образом, получалось, что все консультирование является по своей сути поведенческим (Krumboltz, 1965). С поведенческой позиции консультирование можно рассматривать как процесс систематического использования техник, направленных на достижение желаемых психотерапевтических целей, способствующих освобождению клиента от проблем и разрешению его конфликтов (Thoresen, 1969). Следовательно, в рамках поведенческого подхода консультирование рассматривается скорее не как жизненная философия, а как набор принципов, используемых целенаправленно и ситуационно.
Хотя существует множество разновидностей поведенческого подхода к консультированию, большинство сторонников этого направления согласны с тем, что проблемы клиента являются следствием неправильного научения, приведшего к плохой адаптации; поэтому лечение принимает форму своего рода научения новым полезным жизненным навыкам. Основные понятия, общие для всех консультантов, придерживающихся поведенческого подхода, включают в себя:
• поведенческое определение и оценку симптомов, с которыми необходимо работать;
• подкрепление (как оперантное, так и классическое);
• формирование желаемых навыков и поведения на социальном уровне;
• тренировку навыков (например, ассертивности или устойчивости к стрессу);
• изменение обстановки, что будет способствовать достижению желаемых целей;
• объективную оценку изменений по прошествии некоторого времени.
Часто поведенческое консультирование рассматривается как процесс обучения, основанный на теории научения и приобретении наиболее полезных навыков.