Техники поведенческого консультирования

Оценить
(0 голоса)

Один из ценных приемов, которым пользуются исследователи вообще и бихевиорис-ты в частности, — это использование графиков, на которых отмечаются изменения, происходящие со временем у клиента. Этот метод позволяет консультанту подойти к целенаправленному изучению каждого конкретного случая, зафиксировать основные данные и результаты психотерапевтических вмешательств. Данный прием позволяет количественно описать поведение, которое предполагается изменить, так же как и отметить результат любого воздействия. Например, при помощи графика 6.1 консультант может сразу же увидеть динамику проблем клиента и оценить результаты нескольких попыток изменить поведение.

Сильные стороны поведенческого подхода заключаются не только в наличии процедур, позволяющих производить оценивание, но и в существовании множества самых разнообразных стратегий работы. Суть технологии оказания помощи состоит в том, что консультант целенаправленно и последовательно применяет техники, пытаясь произвести в клиенте видимые изменения, которые он затем сможет отследить, измерить и скорректировать. Многие поведенческие техники в настоящее время используются большинством психотерапевтических консультантов; поэтому в этой главе мы подробно разберем некоторые стратегии работы.

Техники операитного обусловливания

Включают в себя приемы, созданные на базе работ Б. Скиннера и других исследователей; по сути это методы, позволяющие увеличить или, наоборот, снизить частоту той или иной формы поведения, в зависимости от того, какой стимул предъявляется и сколько времени он воздействует. Используя стратегии позитивного подкрепления, консультант пытается закрепить желаемую форму поведения клиента. Некоторые виды неявного позитивного подкрепления включают в себя кивание головой, «угуканье», улыбки, подмигивания, при помощи которых консультант пытается расположить клиента к разговору, пробудить в нем доверие и открытость. Этот прием часто используется как знаковая структура в работе с нормальными и плохо адаптированными клиентами или в рамках учебной деятельности, когда приемлемые формы поведения разбираются и поощряются по мере того, как они спонтанно или намеренно проявляются.

Вознаграждение за хорошее поведение в виде очков или баллов
Сократить частоту проявления нежелательной формы поведения
Сразу после устранения подкрепляющего воздействия
Моделирование поведения — это процесс
«Наводнение» — противоположная стратегия

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить