Стратегический, краткосрочный и ориентированный на решение проблем подходы независимо от контекста (индивидуального, семейного или группового) в настоящее время пользуются наибольшей популярностью в консультировании. Новаторские идеи де Шазера, О'Хенлона, Байта, Эпстона, Квика и других (de Shazer, 1991; O'Hanlon, 1994; White, Epston, 1990; Quick, 1996) поощряли всех консультантов, независимо от их теоретической ориентации, к творческому и более практичному подходу в своей работе. Даже консультанты, которые сами говорили о том, что они ориентированы в первую очередь на построение отношений, изъявили желание поэкспериментировать с этими методиками, позволяющими слегка встряхнуться.
Я вспоминаю, как однажды был очень сильно фрустрирован одним своим клиентом, с которым не работало ничего из того, что предлагал я или мои коллеги, консультировавшие меня по этому поводу. Мне казалось, что мы построили прочные отношения. Мы пошли по пути, по которому я ходил уже столько раз, в знакомом и успешном для меня направлении; но факт оставался фактом: ничего из того, что я пробовал с этим клиентом, не работало, и я не знал, что мне делать. Настал момент, когда мне просто оставалось надеяться, что клиент уйдет от меня сам.