Эриксон также оказал сильное влияние на Джея Хейли и Клу Маданес (Jay Haley, 1976; Cloe Madanes, 1983), но в отличие от Гриндера и Бэндлера они стали двигаться в другом направлении, ориентированном на работу с симптомами, появляющимися в рамках семейных систем. Сотрудничая с группой Пало Альто, Хейли, его наставник Грегори Бейтсон, ряд квалифицированных исследователей, теоретиков и практиков в области социологии, педагогики, медицины, антропологии и психологии предприняли совместные усилия для того, чтобы адаптировать стратегическое консультирование для работы с семьями.
Хейли и его коллеги пытались рассматривать индивидуальные проблемы как метафоры для паттернов взаимодействия, существующих в семье. Например, ребенок, у которого появились проблемы в школе, на самом деле просто обнаружил способ, при помощи которого он может отвлечь родителей от их собственных проблем. И пока родители разбираются с проблемами своего ребенка, они действуют как единая команда. Но когда сложности с ребенком заканчиваются, они снова возвращаются к ссорам между собой. Хейли пытался устранить такие деструктивные схемы посредством анализа и изменения коммуникативных паттернов у членов семьи. Позднее он переработал свою теорию в «психотерапию испытанием» (ordeal therapy), цель которой состоит в том, чтобы представить психотерапевтическую задачу в более сложном виде, по сравнению с первоначально сформулированными самим клиентом проблемами (Haley, 1984).