Роль консультанта состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы стимулировать естественный рост и развитие потенциала, присущего каждому человеку (Ivey, 1991). По мере того как человек развивается, у него появляются способности инициировать, расширять и поддерживать психологический рост. На самом деле многие рассматривают эту способность как основную особенность развития взрослого человека (Neugar-ten, 1968 ; Newman, Newman, 1999 ; Schlossberg, 1984 ; Shelly, 1995). Кристаллизация противоречивого конфликта клиента или ощущения дискомфорта — это инструменты, часто используемые консультантами в работе. Клиент может избавиться от беспокойства, продвигаясь к более зрелой стадии развития, которая даст ему возможность решить конфликт и уменьшить испытываемое беспокойство.
Консультанты опираются на труды ученых, занимавшихся теориями развития, пытаясь стимулировать клиентов к развитию. Эта работа связана с решением имеющихся у клиентов проблем и может включать в себя психосексуальное развитие (Freud, 1924), когнитивное развитие (Piaget, 1926), психосоциальное развитие (Erikson, 1950), профессиональное развитие (Super, 1957), нравственное развитие (Kohleberg, 1969), развитие эго (Loevinger, 1976), развитие культуральной идентичности (Sue, Ivey, Peder-son, 1996) или тендерное развитие (Basow, 1992).