Консультантов обучают, и они сами заинтересованы в том, чтобы помогать людям предупреждать возможные трудности и проблемы, развивать навыки адаптации к жизни, конструктивно реагировать на возникающие проблемы и работать на пути психологического роста и достижения личностного совершенства. Консультанты выбирают и высоко ценят свою профессию, поскольку они ориентированы на развитие жизненных навыков и способности решать проблемы и принимать решения, в отличие от ориентации лишь на диагностику, оценивание и лечение.
Хотя консультанты могут использовать и используют для психотерапевтических Целей теории личностного развития, психопатологии и нарушений в эмоциональной сфере, они стремятся работать скорее над предупреждением проблем, пока они не переросли во что-то более серьезное. Консультанты причисляют сами себя к хорошо подготовленным экспертам, работающим с клиентами, которые не обязательно имеют тяжелую симптоматику. Но также есть консультанты, работающие в рамках системы охраны психического здоровья, которые занимаются и лечением. Главное преимущество консультантов-практиков, в отличие от социальных работников, психологов и психиатров, состоит в том, что они могут помогать людям, на которых не стоит клеймо «больные». Не нужно быть «психически больным», чтобы обратиться за помощью к профессиональному консультанту, в то время как для того, чтобы обратиться к другим специалистам для назначения лечения, страховые компании требуют подтвержденный медицинский диагноз наличия психического заболевания или серьезного психического расстройства.