Модель консультанта как ученого-практика предполагает, что консультанты во время оказания непосредственной помощи клиентам также проводят исследования (Clai-born, 1987; Hadley, Mitchell, 1995; Hoshmand, Polkinghorne, 1992). Многие консультанты видят в этом смысл, поскольку они часто сталкиваются с вопросами, на которые можно ответить только при помощи исследования. Оно помогает им определить, какие именно вмешательства работают с отдельными клиентами или особыми категориями клиентов. Элдридж (Eldridge, 1982) и Страпп (Strupp, 1989) отметили, что практик может сочетать роли консультанта и исследователя, становясь более грамотным в обеих областях.
Консультирование — это процесс, который помогает клиентам изменить неэффективное и неадаптивное поведение. Однако чтобы консультирование работало, консультант должен уметь оценивать влияние любой проведенной интервенции; в противном случае невозможно узнать, является ли то, что вы делаете, полезным или вредным.