Любой конфликт имеет и свои положительные стороны, этот феномен консультанты должны понять еще до того, как приступят к оказанию помощи в решении конфликтов. Конфликт имеет ряд положительных функций, например, он способствует снятию напряжения, стимулирует рост, регулирует дистанцию между людьми, предотвращает стагнацию, способствует развитию диалога и, в конце концов, сближает людей.
Обычно консультанты используют свои знания для решения конфликтов двумя способами. В первом случае консультант берет на себя роль эксперта, посредника или семейного консультанта, приглашает обе стороны на встречу, исследует динамику их взаимодействий и проводит вмешательства для выработки у них более конструктивных реакций друг на друга.
Во втором случае консультанты помогают отдельным клиентам разобраться в беспокоящих их на данный момент конфликтных отношениях с начальниками, супругами, друзьями, родителями, детьми, соседями, братьями, сестрами или коллегами; это также могут быть давно прервавшиеся отношения из прошлого. И в том и в другом случае консультант придерживается подхода, который практически соответствует общему подходу к консультированию. Этот метод решения конфликтов без перекладывания ответственности на других лиц состоит из нескольких последовательных стадий (Kottler, 1994а).