Один день из жизни

Оценить
(0 голоса)
Как и в любых других значимых отношениях между людьми, в психотерапевтических отношениях явно или неявно предполагается наличие договоренности вести себя определенным образом и следовать установленным правилам. Подобные взаимные обязательства можно менять и согласовывать, но тем не менее они определяют форму и структуру будущих отношений. Для консультанта существуют ограничения, определяемые профессиональной этикой — он не должен манипулировать, обманывать, потворствовать своим слабостям, но должен оказывать клиенту помощь и делать все возможное, чтобы стимулировать его личностный рост. Консультант также побуждает клиента принять на себя ряд обязательств в рамках психотерапевтических отношений, хотя часто сделать это достаточно сложно. Служа образцом честности, он побуждает клиента действовать…
Оценить
(0 голоса)
Доверие в психотерапевтических отношениях определяет эффективность всей работы. Самая первая обязанность консультанта состоит в создании таких межличностных отношений между собой и клиентом, которые, вероятнее всего, повысили бы уровень доверия. Но само слово «доверие» очень многозначно. Некоторые аспекты доверительных отношений стоит повторить еще раз: уважение права клиента быть самим собой, благожелательный подход к клиенту как к уникальному человеку и искренность, которая предполагает честность и аутентичность. Хотя может казаться очевидным, что для того, чтобы работа была эффективной, клиент должен доверять консультанту, тем не менее поддерживать это доверие не так просто. К сожалению, часто происходят достаточно серьезные нарушения этических норм, когда консультант, идя…
Оценить
(0 голоса)
Эмпатия подразумевает способность консультанта по-настоящему понять клиента со своей уникальной точки зрения. Часто эмпатия включает в себя сообщение о чувствах и мыслях, возникающих в ответ на высказывания клиента, тем самым демонстрируется активное понимание проблем клиента. Иган (Egan, 1998) выделяет два уровня эмпатии. Первый уровень эмпатии предполагает адекватное реагирование консультанта на высказывания клиента. На этом уровне эмпатического реагирования консультант сообщает то, что он понял о мыслях, чувствах и поведении клиента. Второй, более глубокий уровень эмпатии основывается на первом уровне, но в данном случае большее внимание уделяется тому, чтобы консультант при помощи обратной связи способствовал более глубинному исследованию проблемы. Основу эффективных психотерапевтических…
Оценить
(0 голоса)
Самая главная и уникальная особенность психотерапевтических отношений (в отличие от личных или неформальных) — это конфиденциальность, обеспечивающая неразглашение полученной информации. Так же как в случае с адвокатом, священником или врачом, консультант должен гарантировать, что он сохранит в тайне все полученные от клиента сведения, поскольку открытость и доверие в консультировании зависят от этого обещания. Именно знание о том, что профессиональные и этические нормы оберегают его права, дает клиенту возможность более свободно доверить консультанту свои личные секреты.
Оценить
(0 голоса)
Межличностное влияние — это такой параметр в консультировании, который позволяет использовать компетентность, силу и привлекательность как средство для развития самосознания и стимуляции продуктивных изменений. Лазарус (Lazarus, 1981) полагает, что самая важная задача на первой сессии — это вселить надежду, помочь клиенту поверить в силу консультирования и компетентность консультанта как специалиста, который умеет оказывать влияние. Один теоретик далее создал целую психотерапевтическую систему, основанную главным образом на эффекте плацебо в консультировании. Эта система помогает структурировать ожидания клиента таким образом, что достигаются максимально эффективные результаты. В своей «Плацебо-терапии» Фиш (Fish, 1973) рекомендует консультанту, кроме принятия и поддержки, использовать свой статус, эрудицию и ауру…
Оценить
(0 голоса)
Были созданы теории и проведен ряд исследований, посвященных изучению психотерапевтических отношений. Можно выделить ряд свойств, компонентов и навыков, являющихся основой этих отношений. Однако каждый из этих аспектов должен быть интегрирован в процесс работы с клиентом в соответствии с личностными особенностями консультанта. Этот процесс интеграции важен, поскольку особенности психотерапевтических отношений будут определять контекст и рамки будущих взаимодействий. Первая сессия дает возможность испробовать в действии навыки построения отношений и сделать первую проверку эффективности консультирования.
Оценить
(0 голоса)
Отношения между клиентом и психотерапевтом выстраиваются уже во время первой встречи. Перед тем как будут произнесены первые слова, консультант и клиент присматриваются и оценивают друг друга. Клиент, обычно смущенный и нервный, будет ждать, что первым начнет говорить консультант, что он определит параметры и задаст тон будущих встреч. Консультант также выжидает, зная, как сильно влияет первое взаимодействие на весь психотерапевтический процесс. И если оно будет неэффективным или неуспешным, то это приведет к непоправимым последствиям: клиент больше не придет на консультирование. Еще хуже, если клиент вернется, но с сильно искаженными представлениями о том, что будет происходить в будущем. Возможно, клиент будет рассматривать…
Оценить
(0 голоса)
Клиент также может рассматривать психотерапевтические отношения как равноправные, особенно если консультант представляется по имени и в его реакциях отсутствует официальная бесстрастность. В этом случае клиент также адаптируется к этой ситуации, определяя для себя рамки отношений с консультантом: «Консультант признает, что мы находимся на равных, и то, что я говорю, важно и имеет смысл, но мы оба прекрасно понимаем, что мне нужна помощь, и я здесь потому, что консультант может мне ее дать». Следовательно, функциональное значение первой сессии состоит в определении правил для будущего взаимодействия, которые, по всей видимости, окажут благотворное влияние на развитие продуктивных отношений. На первой сессии устанавливаются нормы…
Оценить
(0 голоса)
Часто клиент решается начать работу с консультантом из чувства безнадежности. Люди редко платят деньги, рискуют оказаться в затруднительном положении или причиняют себе беспокойство, если только они не видят другого выхода в решении своих проблем. Консультирование часто является последней надеждой клиента, перед тем, как он начнет предпринимать какие-то саморазрушительные действия. На первой сессии клиенты проявляют в своем поведении амбивалентность и невозможность доверить свои чувства. Они хотят получить помощь; они хотят измениться. Но также они тратят много сил на то, чтобы сохранить status quo, и поэтому часто на определенном уровне сопротивляются вмешательствам консультанта. Они хотят получить успокоение, хотят легкого решения своих проблем…
Оценить
(0 голоса)
Конфиденциальность — это контракт на словах между двумя людьми, в котором консультант обещает хранить в тайне все сведения, полученные в процессе консультирования, а клиент соглашается верить этому обещанию. Отношения не могут развиваться дальше, если в решении этого вопроса не достигнуто понимание и доверие. По этой самой причине вопрос конфиденциальности всегда обсуждается уже на первой сессии, как для того, чтобы развеять некоторые страхи клиента по поводу сохранности предоставленных во время работы сведений, так и для того, чтобы убедить клиента, что все происходящее во время работы останется в тайне и любопытный родитель, супруг, работодатель или судья не смогут ничего узнать. Таким образом,…