Консультант может оказать позитивное влияние на клиента, будучи гуманным в общении. Необходимость сочетать ясное понимание и уважение бесчисленного множества культурных паттернов с признанием универсальных человеческих качеств, присущих всем людям, является основой консультирования различных групп населения.
Консультанты, способные улавливать тонкости различных культур, обладают следующими качествами:
1. Они придерживаются взглядов культурного плюрализма и стараются узнать как можно больше о различиях между расовыми/этническими группами (Ibrahim, Arredondo, 1996).
2. Они осознают влияние своей собственной этнической и культурной принадлежности на свою практику.
3. Они осознают не только преимущества, но и ограниченность своего культурного багажа, и эту ограниченность можно компенсировать лишь большей восириимчивостью к новому опыту (Aredondo et al., 1996; Corey, Corey, Callanan, 1998).
4. Они воспринимают каждого человека как уникальную личность с системой ценностей, на которую оказала влияние культура той среды, в которой он воспитывался (Sue, Ivey, Pedersen, 1996).
5. Их способы работы исключительно гибки и эклектичны в зависимости от происхождения клиента и его потребностей. Более того, эта гибкость распространяется не только на создание рабочего альянса и выбор вмешательств, но и на сам образ их жизни (Kottler, 1993).
6. Они признают влияние культурного происхождения на представления клиентов о власти, развитии, времени, решении и других понятиях, употребляющихся в консультировании (Pedersen, 1990).
7. Они свободны от предубеждений и стереотипов, которые могут повредить клиенту (Axelson, 1998).
8. Они принимают и понимают мировоззрение клиентов и стараются понять клиентов в процессе оценки, диагноза и выбора лечения (Ibrahim, 1991).