Зависимости являются источником особых трудностей для консультантов, потому что:
1) эта проблема широко распространена;
2) наркотикив представляют собой внутреннюю ценность для злоупотребляющего, поэтому наркомания устойчива к излечению;
3) может присутствовать принуждение к злоупотреблению со стороны сверстников;
4) наркоманы имеют внешний локус контроля и не способны нести ответственность за свое поведение;
5) наркоманы обычно безответственны — они могут пропустить или прервать встречу — и поэтому с ними трудно сотрудничать;
6) психологические зависимости лечатся только на психологическом уровне;
7) мотивация наркоманов амбивалентна, потому что наркотики действительно могут — несмотря на побочные эффекты —- временно подавить утомление, депрессию или тревогу;
8) есть некоторые доказательста наличия у некоторых людей генетических факторов, обусловливающих предраспложенность к злоупотреблению наркотиками или алкоголем, независимо от намерений этих людей;
9) люди, страдающие зависимостями, научились манипулировать и обманывать, играть как актеры, а это не способствует продуктивной психотерапевтической работе. Учитывая эти факторы, консультант должен разработать многостороннюю программу лечения, чтобы сломить сопротивление на физиологическом, психологическом, семейном и культурном уровнях. Традиционные подходы, ориентированные на инсайт, в основном бесполезны без дополнительных психотерапевтических мер. Даже при наличии наилучших возможностей лечения прогноз для хронических наркоманов и алкоголиков оставляет желать лучшего.
В основном при работе с любым видом зависимости консультанту рекомендуется использовать любой доступный в мире клиента или психотерапевтической практике способ. Особое внимание следует уделять таким факторам, как влияние семьи, давление сверстников, глубинные личностные конфликты, тенденции к избеганию решения проблем и потребность в немедленном облегчении. Консультант обычно отводит больше времени на установление доверия в психотерапевтических отношениях ц на определение того, что определяет ответственное поведение в кабинете консультанта и вне него.