Историю консультирования, которое является областью прикладного изучения личности, можно рассматривать как хронику влияния выдающихся личностей на его развитие. Новые направления в консультировании открывались не в лабораториях и не были результатом научных экспериментов; скорее, это были выводы и инсайты одного единственного клинициста или небольшой группы практиков, которые обнаруживали, что определенный набор предположений и техник оказывается эффективным в работе с клиентами. В любом случае теория является результатом уникального жизненного опыта и индивидуального личностного самовыражения. Не может быть случайным стечением обстоятельств, что такие классически обученные психоаналитики, как Альберт Эллис, Эрик Берн и Фриц Перлз, отошли в сторону от традиционных
представлений и создали собственные подходы, отражающие их уникальные атрибуты и ценности. Карл Роджерс, воплощение конгруэнтности, искренности и сердечности, разработал теорию, которая явилась продолжением его собственной личности. Аналогичным образом Альберт Эллис, логик, мыслитель и завзятый спорщик, создал подход, который явился отражением его ценных личностных качеств. Имеем ли мы право сделать меньшее для своих клиентов, с которыми мы работаем и за которых несем ответственность, и не создать собственную теорию, которая наилучшим образом соответствовала бы имеющейся ситуации?
В 1856 году Иван Тургенев объяснял Льву Толстому, что «люди, ограничивающие себя рамками системы, не могут охватить всю истину целиком; система напоминает хвост истины, а истина — ящерицу, которая оставляет свой хвост в ваших руках и убегает, прекрасно зная, что новый вырастет у нее уже через мгновение» (Boorstein, 1983, р. 81).