Среди консультантов, независимо от того, придерживаются ли они в работе инсайт-ориентированных подходов, подходов, ориентированных на действия, или своих собственных моделей, вопрос о процессе оценки не вызывает разногласий. Оценка может происходить в форме проведения ряда тестовых методик и процедур или в форме беседы о том, что происходит (и что произошло) в жизни клиента.
Как вы можете полагать, что поможете человеку, не имея даже четкого представления о том, что с ним происходит? Оценка, тестирование и последующий процесс диагностики помогут как клиенту, так и консультанту начать действовать организованно. Представьте себе, например, что к вам обратилась молодая женщина с жалобами на депрессию, и она хотела бы, чтобы вы помогли ей вновь обрести спокойствие. Но перед тем как кинуться ей помогать, вы должны задать себе несколько вопросов.
• Что она имеет в виду под «депрессией»? Для одного человека это может быть угнетенность, отнимающая все силы; а для другого — всего лишь плохое настроение.
• Что еще происходит в ее жизни? В каком контексте развивается ее проблема? Были ли предпосылки текущего эпизода? Если да, то какое влияние оказывают такие факторы, как семейное положение, стадии развития, социальная адаптация?
• Что она имеет в виду под словами «вновь обрести спокойствие»? Каким было ее состояние до появления у нее этой проблемы? Каково ее обычное состояние?
• Каковы ее ожидания относительно того, что вы можете для нее сделать? Что нужно сделать для того, чтобы работа была успешной?
• Что обычно помогало ей, когда она оказывалась в аналогичной ситуации? Какие вмешательства в прошлом были более успешными, а какие — менее?