В офис входит новая клиентка, украдкой оглядывается, чтобы найти место, на которое можно сесть, ненадолго останавливает свой взгляд на консультанте и наконец, тяжело вздохнув, как следует усаживается на кушетку. Процесс взаимной оценки уже начался. Пока клиентка нервно осматривает мебель, книги и дипломы в рамках и пытается представить, какое впечатление она производит, консультант аккуратно, но внимательно за ней наблюдает. Он отмечает то, как клиентка одета, ее позу, как она держится, так же как и то, где и как она села. Выражение лица, жесты, язык тела и другие невербальные сигналы также дают ценные подсказки о манере поведения клиентки.
Интервью продвигается. Происходит сбор информации о жалобах клиентки, уже испробованных способах решения и о текущей ситуации в ее жизни. Консультант подбирает выражение, при помощи которого можно было бы обозначить проблему (то есть ставит формальный диагноз, описывающий общий паттерн поведения), и поведенческий ярлык, описывающий в индивидуальной и значимой форме мысли, чувства и действия клиентки. Эти вещи важно различать. В процессе оценки постановка диагноза играет важную роль, поскольку он влияет на выбор стратегии лечения и поскольку это часто является формальным требованием. Например, диагноз «цикло-тимическое расстройство» может использоваться для описания состояния, когда клиент испытывает резкие перепады настроения, имеющие хронический характер и которые могут быть обусловлены биохимически; таким образом, в данном случае важное значение будут иметь медицинские консультации. Однако диагноз дает нам очень мало значимой информации о том, что из себя представляет клиент как человек. Диагноз полезен для общего понимания совокупности поведенческих симптомов, для формулирования целей, предсказаний и прогнозов, для создания нескольких рабочих гипотез, позволяющих разработать стратегию лечения; но сам по себе он не является достаточным условием для начала лечения (Beutler, 1989; Seligman, 1998).