Уайли (Wylie, 1995) говорит о потребности в том, чтобы консультант имел четкое представление о процессе диагностики в эру системы медицинского страхования: «В общем, от психотерапевтов, как
Таблица 8.3
Диагностические модели
Модель |
Первичная структура |
Источники информации |
Преимущества |
Недостатки |
Смысл лечения |
Медицинская |
Отдельные категории психопатологии |
Данные, основанные на количественных исследованиях |
Выяснение этиологии, классификация симптомов и постановка прогнозов |
Категории абстрактны и недостаточно достоверны; на личность наклеивается ярлык |
Цель лечения — смягчить проявления симптомов и избавить от лежащего в их основе заболевания |
Развития |
Прогнозируемые стадии нормального развития |
Казуистическое исследование; количественные и качественные исследования |
Легкость в составлении прогнозов; акцептирование внимания на здоровье, а не болезни |
Отдельные стадии перекрывают друг друга и их сложно оценивать; система не универсальна |
Определение текущего состояния для того, чтобы стимулировать переход к следующей стадии |
Феноменологическая |
Комплексные описания человека с использованием минимального числа ярлыков |
Качественное исследование и личный опыт |
Сосредоточение внимания па сути проблемы; ГибкОСТ* |
Модель субъективна и подвержена искажениям |
Использование собственной личности в качестве инструмента для установления отношений и понимания внутреннего мира клиента |
Поведенческая |
Точное описание и идентификация форм поведения и подкрепления |
Непосредственное наблюдение и количественные измерения |
Возможность быть очень точным, наглядность |
Не учитывается сложность человеческого опыта |
Постановка конкретных целей, направленных или на снижение, или на увеличение частоты проявления какой-либо формы поведения |
Системная |
Контекстуальные описания |
Непосредственное наблюдение, изучение . семейной истории |
Возможность увидеть имеющиеся проблемы с различных сторон |
Отвержение автономности человека и его индивидуальности |
Работа с динамикой и структурой семьи |
никогда ранее, требуют, чтобы они использовали DSM как безошибочный показатель адекватности диагностического процесса, демонстрируя тем самым, что они не просто занимают место в просторных офисах, делая отметки на шкалах симптомов, а в точности знают как, почему и в какой мере их клиенты нуждаются в лечении» (р. 24).