Интеграция теорий и навыки проведения консультирования

Оценить
(0 голоса)
Наиболее часто используемые навыки на этой стадии — это постановка целей, ролевые игры, парадоксальные вмешательства и другие стратегии, помогающие распространить результаты, достигнутые в процессе консультирования, на другие сферы жизни клиента. Обычно консультант говорит клиенту примерно следующее: «Важно не столько то, что мы делаем здесь, сколько то, как вы используете полученные знания в своей жизни». Оценка результатов. Как и в случае с любой другой планируемой деятельностью, в процессе консультирования также будет полезно оценить, в какой степени предпринимаемые усилия способствуют достижению намеченных целей. На этой стадии консультанты используют все ранее упомянутые навыки плюс умение оценивать и знания о методах проведения научного исследования,…
Оценить
(0 голоса)
Очень много факторов влияют на то, что именно консультант делает с клиентом во время сессии. Очевидно, что большинство разобранных нами теорий оказывают значимое влияние на личную философию консультанта и стиль его работы. Личностные особенности консультанта или его настроение в данный момент, так же как специфика проблем и целей клиента, будут также влиять на выбор вмешательств. Тем не менее большинство консультантов владеют базовыми навыками, эффективность которых подтверждена проведенными исследованиями. Именно наличие научной основы, подтверждающей эффективность базовых навыков, объясняет тот факт, что почти во всех учебных заведениях мира обучают практически одним и тем же навыкам. Однако консультанты все в большей степени признают…
Оценить
(0 голоса)
В этом разделе мы поговорим о базовых навыках, описывающих действия консультанта на протяжении всего психотерапевтического процесса и его отдельных стадиях, которые мы только что разобрали. Но сначала вам следует вспомнить о том, что главная цель психотерапевтического консультирования состоит в развитии новых, более адаптивных, ведущих к самовыражению и самореализации форм поведения. Исследование себя — это главная цель проводимой работы, и далее мы предлагаем вам паттерн, состоящий из навыков выслушивания, реагирования, инициирования и построения коммуникаций, помогающий в конце концов прийти к конструктивным действиям. Во время работы консультант снова и снова возвращается к процессам исследования, понимания и действий. Действие провоцирует обратную связь, являющуюся…
Оценить
(0 голоса)
Самая первая обязанность консультанта — овладеть навыками, техниками и методиками, котооые были бы эффективны в работе и помогали бы клиентам достигать конструктивных изменений. Но тему валидности достаточно сложно обсуждать, поскольку каждый консультант может заявить о том, что выбранный им подход валиден, и в какой-то мере он будет прав. Все техники, подходы и стили (даже самые причудливые) будут действенными, но лишь в работе с некоторыми клиентами и лишь при некоторых обстоятельствах. Поскольку валидность — это та мера, в которой определенная техника или стратегия оправдывает наши ожидания относительно ее действенности, то большинство практиков и теоретиков могут с легкостью продемонстрировать валидность используемых методов…
Оценить
(0 голоса)
Говоря другими словами, всегда ли используемые вами навыки построения психотерапевтических или человеческих отношений вызывают позитивные изменения у клиентов, с которыми вы работаете? Постоянство эффективности свидетельствует о целенаправленности консультанта. Надежность консультирования зависит от нескольких факторов: подбора валидных и адекватных техник, хорошей подготовки и от умения интегрировать личностные особенности каждого в рамки системного подхода к консультированию. В этом смысле быть целенаправленным и надежным значит максимизировать свой потенциал для оказания валидной и надежной профессиональной помощи. Это и есть основа профессионализма и целостности. Надежность в консультировании предполагает снижение возможного влияния случайных переменных, что часто связывается со способностью консультанта быть последовательным. Целенаправленность имеет отношение к…
Оценить
(0 голоса)
В этом смысле противоположным целенаправленному поведению будет поведение человека, обратившегося за помощью или нуждающегося в консультировании. Часто клиентам недостает в жизни целенаправленности, что свидетельствует об их ограниченности и неспособности увидеть существующую свободу выбора. Естественно, что ваша цель как консультанта состоит в том, чтобы помочь своим клиентам при помощи методов, доказавших свою надежность и валидность, увидеть как можно больше имеющихся у них возможностей. Для многих консультантов эта задача более сложна, чем кажется на первый взгляд, поскольку они могут верить в то, что их работа успешна, не будучи на самом деле способны доказать, что это действительно так. Не удивительно, что эта проблема…
Оценить
(0 голоса)
Возможно, что основу любых психотерапевтических вмешательств составляет физическое и психологическое сопровождение человека, которому требуется помощь (Сагк-hulf, Anthony, 1979; Claiborn, 1979; Ivey, Authier, 1978). Используя свою позу, мимику, жесты, контакт глазами, кивки головой и словесные подбадривания, консультант сообщает о своей заинтересованности в том, о чем клиент говорит и что он чувствует. Посредством активного сопровождения консультант может считывать также невербальную информацию о том, что происходит с клиентом. Например, дрожание губ, рука, сжатая в кулак, или нахмуренные брови являются невербальными подсказками о текущих переживаниях клиента. Консультант должен быть максимально внимательным на всех стадиях процесса консультирования, но особенно это важно на стадиях оценивания и…
Оценить
(0 голоса)
Навык активного слушания является основным навыком сопровождения, при этом необходимо учитывать следующее: 1.   Имейте привычку слушать. Помните о том, как надо слушать, и о том, как это сказывается на исследовании, понимании и действиях клиента. 2.   Не осуждайте. Чтобы эффективно слушать другого человека, вы должны на время остановить свой внутренний монолог. Стремитесь воспринимать слова клиента, не оценивая их. 3.   Не отвлекайтесь. Выслушивая клиента, стремитесь к тому, чтобы не отвлекаться на внутренние и внешние посторонние стимулы, которые могут снизить концентрацию вашего внимания во время работы. 4.   Не отвечайте сразу. Дайте себе время подумать, не отвечайте сразу же на слова клиента, избегайте необдуманных…
Оценить
(0 голоса)
Существуют несколько возможных способов реагирования, поддерживающих способность клиента выражать свои мысли и свидетельствующих о вашем интересе к его словам: 1. Пассивное слушание: использование вербальных подбадриваний и невербальных сигналов, позволяющих клиенту почувствовать, что вы его слушаете. Примеры: «Понимаю». «Угу». «Да-да, продолжайте». «Да». 2.   Повторение: повторяя слова клиента, вы демонстрируете свою заинтересованность в том, о чем он вам рассказывает, и то, насколько точно вы его понимаете. Этот прием также можно использовать для того, чтобы выиграть время, позволяющее сформулировать более подходящий ответ. Пример: Клиент:                    Я так расстроен! Консультант:        Да, я вижу, вы действительно расстроены. 3.   Перефразирование: переформулирование сообщения клиента — прием, используемый или…
Оценить
(0 голоса)
4.   Прояснение: проверка точности сообщения или поощрение дальнейшего развития этой же темы. Пример: Консультант: Вы говорите, что переживание чувства собственной уязвимости и обиды являлось лейтмотивом всей вашей жизни. 5.   Отражение чувств: сосредоточение на чувствах с целью провоцирования катарсиса и самовыражения. Пример: Клиент:                    Я не знаю. Возможно, наш брак не стоит того, чтобы мы продол- жали жить вместе. Чего только мы не пробовали делать, чтобы изменить существующее положение. Консультант: Вы чувствуете фрустрацию и подавленность от того, что вы пытаетесь разрешить существующий конфликт, а ваша жена не прилагает для этого никаких усилий. Она ведет себя так, как если бы уже поставила крест…