Интеграция теорий и навыки проведения консультирования

Оценить
(0 голоса)
Не всем консультантам удается достигнуть стадии практической гибкости, или они просто не стремятся к этому. Многих консультантов устраивает существующее положение вещей, и они достаточно эффективно используют в работе понятия, заимствованные из понравившейся теории. Главным преимуществом такого положения является чувство комфорта и хорошее знание теории и дополняющих ее техник. Адаптируя в процессе работы с клиентами понравившуюся теорию, консультант становится более опытным и эффективным. Но другие консультанты находят такую приверженность одной теории ограничивающей, однообразной, скучной и рутинной. И поэтому они решают выйти за рамки простого эклектизма — умения сочетать различные техники — и последовать философии прагматизма. Первый психолог Уильям Джемс однажды изрек:…
Оценить
(0 голоса)
Одной из отличительных особенностей прагматичного подхода является то, что перед тем как приступить к конкретным действиям, консультант задает себе следующие вопросы. 1.   Что происходит? 2.   Чего я хочу добиться? 3.   Как это вмешательство поможет мне в достижении намеченной цели? Если консультант не в состоянии четко и ясно ответить на эти вопросы, а вместо этого полагается на свою интуицию, говоря при этом что-то вроде «у меня предчувствие, что это сработает», то возможно, ему следует изучить свои мотивы. Детальный анализ «предчувствий» поможет консультанту лучше понять рациональную основу своего выбора конкретных вмешательств и не допустить потакания собственным слабостям. Например, перед тем как вступить…
Оценить
(0 голоса)
Несмотря на то, что сейчас вы, возможно, просто ошеломлены таким объемом обрушившейся на вас информации, представленной в этих главах, тем не менее вы уже определенным образом рассортировали и организовали для себя новую информацию. Вероятно, одни теории, с которыми вы познакомились, вы сразу же нашли привлекательными для себя, в то время как на другие не обратили практически никакого внимания. То, что одни теории вам нравятся, а другие вы отвергаете, не определяется чисто интеллектуальным и логическим анализом сильных и слабых сторон различных подходов. Ваши ценностные ориентации и взгляды на жизнь также играют важную роль в этом процессе оценивания, хотя, вероятно, многие из…
Оценить
(0 голоса)
Заполнив этот опросник, вы сможете увидеть, как вырисовывается некоторый паттерн, определяющий то, что вы думаете о консультировании. Большинство ваших убеждений будут разделяться теориями, с которыми вы уже познакомились, и даже возможно, что одна или две теории будут практически полностью совпадать с вашими взглядами на консультирование. Но, продолжив знакомство с литературой по консультированию, вы, вероятно, обнаружите, что данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что некоторые ваши взгляды не вполне адекватны. На самом деле, в качестве доказательств того, что одна теория лучше другой, можно приводить самые разные количественные и качественные показатели, но этот спор лучше отложить на другой раз. А предлагаемый вам…
Оценить
(0 голоса)
Указание: На каждый вопрос вы должны выбрать один ответ, больше всего соответствующий вашим взглядам. Будьте готовы на основании собственного опыта отстаивать свою позицию. Взгляд на природу людей ________По своей природе люди добры. _____ По своей природе люди злы. _________По своей природе люди нейтральны. Ответственность за результаты работы ________Ответственность за результаты консультирования в первую очередь лежит на клиентах. ________Ответственность за результаты консультирования в первую очередь лежит на консультантах. _________Ответственность распределена в равной степени между клиентом и консультантом. Центр внимания _________Внимание во время работы должно в первую очередь сосредоточиваться на чувствах. ________Внимание во время работы должно в первую очередь сосредоточиваться на мыслях.…
Оценить
(0 голоса)
В то время как споры о том, какой теоретический подход более эффективен в работе с людьми, все еще продолжаются, вопрос о том, какими навыками должен владеть консультант, практически не вызывает разногласий. Изначально многие навыки были заимствованы из различных теорий. Например, отражение чувств было заимствовано из клиент-центрированного консультирования, дискуссия по поводу убеждений — из когнитивной психотерапии, а постановка целей — из поведенческой психотерапии. Несмотря на эти особенности происхождения, многие навыки используются практически всеми консультантами, независимо от места и условий их работы, что позволяет называть эти навыки универсальными. То же самое относится и к общим стадиям процесса консультирования.
Оценить
(0 голоса)
В отличие от предыдущего случая, когда мы говорили, что вопрос о том, какая теория наиболее эффективна, вызывает у консультантов массу споров, сейчас вы можете вздохнуть с облегчением, поскольку большинство консультантов имеют практически одинаковые представления о последовательности стадий в процессе консультирования. Большинство консультантов, независимо от того, используют ли они подход, ориентированный на инсайт или на действия, на прошлое или на настоящее, на мысли или на чувства, придерживаются в работе пятиступенчатой модели, основанной на использовании нескольких навыков, позволяющих продвигаться от одной стадии к другой (Doyle, 1998; Hackney, Cormier,1996; Patterson, Welfel, 1999; Young, 1992).
Оценить
(0 голоса)
Оценка проблем. На первой стадии консультант использует как письменные заметки, так и навыки клинического наблюдения, с тем чтобы сформировать собственное мнение по поводу жалоб, предъявляемых клиентом. Обычно консультант ставит «рабочий» диагноз, позволяющий принять ему ряд решений относительно плана будущей работы, определить, какая форма работы подойдет лучше всего — индивидуальная, семейная или групповая, краткосрочная или долгосрочная. На этой стадии консультант использует навыки выслушивания, сосредоточения внимания и наблюдения, принимая окончательное решение о том, в каком направлении пойдет работа. Некоторые клиенты, например, лучше работают в рамках одних подходов, чем других. Также заключается своего рода контракт, в котором обе стороны договариваются о том, какие…
Оценить
(0 голоса)
Исследование. Находясь на второй стадии, консультант отражает чувства и содержание переживаний, задает вопросы и проводит различные тесты с целью помочь клиенту прояснить свои актуальные и прошлые проблемы. Усилия также направлены на то, чтобы выстроить прочные психотерапевтические отношения. Консультант помогает клиенту рассказать свою историю, то есть рассказать об обстоятельствах, приведших его к столь затруднительному положению. Обычно возникающий при этом катарсис, или освобождение от напряжения, позволяет более глубоко исследовать то, что на самом деле происходит с клиентом. Исследование также традиционно используется для сбора информации, например о том, какое влияние на возникновение проблем оказала семья, о состоянии здоровья, о динамике эмоциональных состояний или…
Оценить
(0 голоса)
Стремясь вызвать инсайт, консультант может сосредоточить внимание на проблемах в прошлом, на текущих взаимодействиях в семье, на дисфункциональных стереотипах мышления, на противоречиях в поведении или даже на функциональных аспектах саморазрушительных действий. Независимо от того, на чем именно делается акцент, цель этой стадии — помочь клиентам понять, что они делают, почему они поступают именно так и какие могут быть альтернативные варианты их поведения. Действие. В то время как одни консультанты предпочитают задерживаться на предыдущей стадии, другие консультанты более ориентированы на действия, и поэтому им больше нравится помогать клиентам в достижении видимых изменений. Тем не менее практически все консультанты согласились бы, что…