В здоровой, находящейся на высоком уровне функционирования группе становится возможным сосредоточиться на обсуждении более глубинных вопросов и испробовать новые формы построения взаимодействий. На протяжении этой стадии члены группы работают над решением конкретных проблем, рассматривают имеющиеся противоречия, исследуют те или иные проблемы и делятся личными наблюдениями. Внимание ведущего должно быть направлено на того участника, на работе с которым сфокусировано внимание группы и вокруг которого в данный момент строятся все установки и паттерны взаимоотношений внутри группы. Эта задача является достаточно сложной, особенно если вы только начинаете вести группы, и она решается более успешно, если ведущих двое (Hazzler, Stanard, Conkey, Granello, 1997; Kottler, 1994b).
Есть ряд признаков, по которым можно определить, что вы находитесь на рабочей стадии;
• внимание группы плавно переключается с одного участника на другого так, что задействованы практически все участники;
• практически нет необходимости в том, чтобы ведущий (ведущиещие) задавал направление и структуру;
• отдельные члены группы работают над достижением своих индивидуально поставленных целей;
• уровень сплоченности, близости и доверия в группе достаточно высок;
• игры, конфликты и действия, воспроизводящие прежние модели поведения, быстро обнаруживаются, их начинают рассматривать и успешно прорабатывают;
• люди охотно раскрываются, конструктивно рискуют и делятся своими чувствами;
• члены группы становятся значительно более сензитивными и чуткими по отношению друг к другу.
Конечно, эти частные поведенческие признаки являются индикаторами не просто того, что группа находится на рабочей стадии развития, но на самом деле они характерны для любой группы, находящейся на высокоразвитой и высокопродуктивной стадии развития.