Навык |
Описание |
Цели и желаемые результаты |
|||||
Активное слушание |
Безоценочиое восприятие вербальных и невербальных аспектов принимаемых сообщений |
Поддержать доверие и процесс самораскрытия и исследования себя у участников группы |
|
||||
Переформулирование |
Перефразирование слов клиента, прояснение смысла его сообщения |
Определить, правильно ли консультант понял слова клиента, предоставить поддержку и прояснить смысл сообщения |
|
||||
Прояснение |
Схватывание сущности сообщения как на уровне чувств, так и мыслей; упрощение сообщений клиента посредством выделения самой их сути |
Помочь клиентам разобраться с противоречивыми и приводящими в замешательство чувствами и мыслями; прийти к пониманию того, что было сообщено |
|
||||
Подытоживание |
Объединение отдельных важных элементов взаимодействия или сессии |
РТзбежать фрагментации и задать направление сессии;обеспечить целостность и осмысленность |
|
||||
Задавание вопросов |
Задавание «открытых» вопросов, при помощи которых клиент исследует, что именно и как он делает |
Продолжить дальнейшее обсуждение; получить информацию; стимулировать мыслительный процесс; помочь клиенту сосредоточиться и прояснить непонятные для него моменты; стимулировать процесс дальнейшего исследования себя |
|
||||
Интерпретация |
Предоставление возможных объяснений определенным мыслям, чувствам и действиям |
Способствовать развитию процесса более глубокого исследования себя; обеспечить альтернативные варианты рассмотрения и понимания поведения другого человека |
|
||||
Конфронтация |
Призыв к членам группы обращать внимание па расхождения между словами и действиями, телесными и вербальными сообщениями; обращение внимания на противоречивую информацию или сообщения |
Стимулировать процесс неискаженного самоисследования;обеспечить полноценное использование имеющегося потенциала; привнести большую осознанность в имеющиеся внутренние противоречия |
|
||||
Отражение чувств |
Сообщение о понимании содержания чувств клиента |
Дать участникам группы возможность, почувствовать, что их услышали и поняли не только на уровне слов____ |
|
||||
Поддержка |
Предоставление поощрений и подкреплений |
Создать атмосферу, в которой клиенты продолжали бы проявлять желаемые формы поведения; оказать помощь, когда клиенты находятся в ситуации изнурительной борьбы; создать атмосферу доверия |
|||||
Эмпатия |
Идентификация себя с клиентами посредством примеривания на себя их точек зрения |
Создать доверительную атмосферу в психотерапевтических отношениях; выразить свое сопереживание; способствовать достижению более глубокого уровня исследования себя |
|||||
фасилптация |
Обеспечение конкретных и непосредственных коммуникаций внутри группы; оказание участникам помощи в принятии на себя большей ответственности за направление движения группы |
Обеспечить эффективную коммуникацию между членами группы, помочь им в достижении индивидуальных целей |
|||||
Инициирование |
Активизация членов группы на участие в общей работе, привнесение в группу новых направлений движения |
Предотвратить ненужное топтание на месте; увеличить темп развития группового процесса |
|||||
Постановка целей |
Постановка конкретных целей группового процесса и оказание помощи участникам в постановке конкретных и значимых для них целей |
Задать направление движению группы; оказать участникам помощь в выборе и постановке индивидуальных целей |
|||||
Оценка |
Оценка развития группового процесса, а также индивидуальной И групповой динамики |
Способствовать развитию самосознания и понимания как самого процесса развития группы, так и его направления |
|||||
Предоставление обратной связи |
Выражение конкретных и честных реакций, основанных на наблюдении за поведением остальных членов группы |
Помочь человеку попять, как его воспринимают окружающие; поднять уровень самосознания клиента |
|||||
Предоставление советов |
Предоставление советов и информации, помощь в определении направления движения и новых форм поведения |
Оказать помощь членам группы в развитии альтернативных способов построения рассуждений и действий |
|||||
Защита |
Защита участников от ненужного психологического риска в группе |
Предупредить участников группы о возможном риске, связанном с их участием в группе; снизить этот потенциальный риск |
|||||
Самораскрытие |
Раскрытие реакций участников на события, происходящие в группе |
Получить доступ к более глубоким уровням группового взаимодействия; создать атмосферу доверия; смоделировать способы предъявления себя окружающим |
|||||
Моделирование |
Демонстрация желаемых форм поведения посредством действий |
Предоставить образцы желательного поведения; вдохновить членов группы на полную реализацию имеющегося у них потенциала |
|||||
Увязка |
Установление связи между работой, проводимой участниками группы, и общими темами, поднимаемыми на группе |
Поддержать взаимодействия между отдельными членами группы; стимулировать развитие сплоченности |
|||||
Блокирование |
Вмешательство, при помощи которою блокируется непродуктивное групповое поведение |
Защитить членов группы; интенсифицировать развитие группового процесса |
|
||||
Завершение |
Подготовка группы к завершению отдельной сессии или занятий в целом |
Помочь участникам ассимилировать и интегрировать опыт, полученный в группе, и использовать его в повседневной жизни |
|
||||
Примечание: структура этой таблицы основана на статье Эдвина Нолана «Вмешательства ведущего направленные на достижение личного мастерства» в «Журнале для специалистов по групповой работе» («Leadership Interventions for Promoting Personal Mastery», Journal for Specialists in Group Work, 1978,3(3), 132-138).
Источник: Corey, G. (1995). Theory and practice of group counseling (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/ Cole.
В силу этих причин вы будете проходить специальную подготовку по ведению групп в рамках вашей программы обучения консультированию. В идеальном варианте у вас будет возможность познакомиться с различными подходами к групповой динамике и ведению групп, получить опыт проработки личных проблем в психотерапевтической группе в качестве клиента и в завершение получить супервизорскии опыт в качестве котерапевта. После завершения этого блока подготовки вы, вероятно, обнаружите, что участие в группе предлагает одни из самых сильных вдохновляющих, сильнодействующих и удовлетворяющих переживаний — не только для ваших клиентов, но и для вас самих.