К самой неопределенной категории групп относятся группы человеческих отношений, группы по раскрытию потенциала, Т-группы, тренинговые группы, группы встреч и
Таблица 9.1
Классификация стилей групповой работы
Дискуссионная группа |
Тематическая группа |
Груша по раскрытию потенциала |
Группа консультирования |
Групповая психотерапия с невротиками |
Групповая психотерапия с психотиками |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ • когнитивно-ориентированная • ориентированная на решение задачи • краткосрочная • для психически здоровых людей • определение целей • фокусировка на развитии навыков или увеличении объема знаний • в качестве вспомогательных средств используется знакомство с литературой и выполнение домашних заданий |
МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ • эмоционально-ориентированная • процессуально-ориентированная * долгосрочная • для лиц с неадекватным поведением • использование дифференциальной диагностики • фокусировка на переструктурировании личности • использование в качестве вспомогательных средств медикаментозных препаратов и индивидуальной психотерапии |
Источник: Kottler, J. А. (1984). Advanced group leadership. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
группы личностного роста. Все эти виды групп развились на основе ранней деятельности Национальной лаборатории тренинга (НЛТ), Исаленского института и работ Карла Роджерса и Курта Левина. Группы встреч пользовались огромной популярностью в 1960-1970-х годах, поскольку особое внимание в них уделялось созданию некоторой обучающей структуры, основанной на доверии и искренности. Влияние групп на участников было чрезвычайно сильным; но проблема заключалась в том, что поскольку группы не велись на качественно высоком уровне, они часто приводили к негативным последствиям и к появлению фанатичных приверженцев (Yalom, 1995).
Хотя в наши дни популярность групп встреч снизилась, но все еще остается несколько видов групп личностного роста, в которых и вы сами можете выполнять функции ведущего. Эти группы организуются для психически здоровых людей и обычно имеют достаточно свободную структуру. Согласно первоначальным представлениям Роджерса (Rogers, 1970), ведущий является в первую очередь фасилитатором или участником, а не экспертом.