Еще одним значительным вкладом в рассмотрение системы семьи является диагностика поведения клиента. Нарративный подход, описанный в главе 5, стратегический подход, представленный в главе 6, и системный подход из главы 8 являются примерами совершенно разных способов диагностики. В некоторых случаях целью опроса является выявление информации не только о проявлении симптомов клиента, но и том, как эти проявления влияют на остальных членов семьи и как члены семьи в свою очередь влияют на проблему их взаимоотношений. В других подходах, например в нарративном, способ задавания вопросов имеет целью вызвать изменения в подходе клиентов к своим трудностям.
Целью стратегических действий консультанта при опросе будет выявление связей между симптомами, метафорами, распределением власти и другими явлениями:
• В чем ваша проблема?
• Когда она появилась?
• Где она проявилась?
• Где находятся остальные члены семьи, когда проявляется проблема?
• Что делают остальные члены семьи при проявлении проблемы?
• Что влияет на других членов семьи?
• В чем выгода клиента (и остальных членов семьи?)
• У кого в семье есть сходная проблема?
• В чем сила (в деньгах, решениях, во времени)?
• Кто находится под защитой?