Групповое консультирование

Оценить
(0 голоса)
Ведущий:                Итак, Джерри, кто из группы больше всего похож на членов твоей семьи? Давайте устроим ролевую игру и проиграем ту катастрофу, которая, как ты ожидаешь, разразится, когда ты сегодня вернешься домой. Возможно, мы подкинем тебе несколько идей, как бы ты мог с этим справиться. Джерри:                 Хорошо. Бренда, несомненно, напоминает мне мою мать. Нет, я не в том смысле, просто я хочу сказать, что вы обе такие спокойные и расслабленные. Ведущий:                Не извиняйся — просто выбирай действующих лиц. Джерри:                 Ладно. Я думаю, что Джо прекрасно подошел бы на роль моего отца. Но веди себя по-настоящему грубо. Ты должен много ворчать и…
Оценить
(0 голоса)
Периодически мы будет останавливать действие, анализировать то, что ты сделал или не сделал, и давать полезные советы. Возможно, нам понадобится еще один помощник: Нэнси будет твоим вторым «я». Каждый раз, когда ты будешь увиливать, отступать или уступать, она будет вслух произносить то, что ты хотел сказать на самом деле. Готовы? Свет, камера, начали! Структура и среда психотерапевтических групп хорошо подходят для проработки межличностных конфликтов. То, что участники сидят на расположенных по кругу стульях, способствует организации непосредственного общения на равных между всеми членами группы. Если кто-либо из членов группы во время разговора устанавливает контакт глазами лишь с ведущим, то такое поведение…
Оценить
(0 голоса)
Каждая группа проходит по крайней мере через пять отдельных стадий развития, требующих рассмотрения, выходящего за рамки индивидуальных целей отдельных членов группы (Gladding, 1998; Corey, Corey, 2000). Имея даже минимальную подготовку в области ведения групп, вы найдете поучительным, если не сказать забавным, наблюдать за групповой динамикой и стадиями развития любой группы, независимо от того, где происходит дело — за семейным обедом, на вечеринке, на общественном собрании или на группе консультирования.
Оценить
(0 голоса)
Группа начинает свое развитие еще до начала первой сессии. В процессе подбора будущих участников часто готовят к самой группе, информируют о том, чего им следует ожидать, и помогают подготовиться к первой встрече. Независимо от того, в какой форме проходит эта подготовка — во время встречи до начала занятий группы, во время индивидуальных консультаций или в форме знакомства с информационным буклетом, будущие участники группы уже тогда начинают размышлять и строить предположения о том, чего им следует ожидать. Если несколько участников были знакомы между собой до первой встречи группы, то вероятно, что они будут делиться своими ожиданиями и чувствами по поводу предстоящих…
Оценить
(0 голоса)
Начальная стадия — это время, когда завершена вступительная часть, намечена цель, установлены основные правила и осуществлена предварительная работа по решению проблемы доверия. Начальная стадия может длиться от нескольких минут — если программа действий ясна, а степень доверия высока — и до Двух-трех сессий, в случае если необходимо более серьезно подойти к решению проблемы доверия и комфорта. Начальная стадия предполагает не только создание атмосферы доверия, но и установление правил, которые, вероятно, окажутся полезными на протяжении всего времени работы группы. Участники имеют некоторые представления о том, чего им следует ожидать, но большинство этих предположений ошибочны. Члены группы могут стремиться к получению одобрения…
Оценить
(0 голоса)
На этой стадии в большинстве групп возникает ряд критических инцидентов и поддающихся прогнозированию проблем — являющихся в целом признаками сопротивления и замешательства (Conyne, Rapin, Rand, 1997; Donigian, Mal-nati, 1999). Переходная стадия — это период времени между тем, как члены группы впервые начали знакомиться друг с другом, и тем, когда они уже начали заниматься более серьезной работой. Вы можете распознать эту стадию по ряду признаков: по долгому молчанию, просьбам, чтобы ведущий задал структуру, выражению имеющегося беспокойства и дискомфорта, в это же самое время некоторые члены группы начинают затевать споры, заводить затяжные конфликты или даже нападать на ведущего (Gladding, 1999). Если эти…
Оценить
(0 голоса)
В здоровой, находящейся на высоком уровне функционирования группе становится возможным сосредоточиться на обсуждении более глубинных вопросов и испробовать новые формы построения взаимодействий. На протяжении этой стадии члены группы работают над решением конкретных проблем, рассматривают имеющиеся противоречия, исследуют те или иные проблемы и делятся личными наблюдениями. Внимание ведущего должно быть направлено на того участника, на работе с которым сфокусировано внимание группы и вокруг которого в данный момент строятся все установки и паттерны взаимоотношений внутри группы. Эта задача является достаточно сложной, особенно если вы только начинаете вести группы, и она решается более успешно, если ведущих двое (Hazzler, Stanard, Conkey, Granello, 1997; Kottler,…
Оценить
(0 голоса)
Эта стадия позволяет членам группы оценить то, чему они научились, обсудить планы по изменению и исследовать свои чувства в отношении полученного опыта. На этой стадии участники пытаются разобраться с оставшимися нерешенными внутригрупповыми проблемами, оценить уровень производительности группы, попрощаться и завершить свои отношения с группой. К этой стадии можно Дерейти в любой момент, и длится она от одной до нескольких сессий. Главная цель на этой стадии заключается в том, чтобы помочь участникам сохранить свою энергию Для продолжения развития после завершения группы. Консультанты должны быть знакомы со всеми стадиями и проблемами групповой Динамики так, чтобы уметь структурировать сессии, облегчая при этом процесс…
Оценить
(0 голоса)
Хотя поведение ведущего группы определяется в некоторой степени его интуицией, артистизмом и умением чувствовать ситуацию, существуют несколько конкретных случаев, в которых практически всегда необходимо проводить психотерапевтические вмешательства. Проводя индивидуальную работу, консультант в целом основывается на своем «внутреннем чутье», но всегда помнит о том, что когда клиент начинает заниматься самоуничижением, самообманом или уходит от реальности, необходимо предпринять психотерапевтическое вмешательство. Но в рамках групповой работы число стимулов, на которые необходимо реагировать, слишком велико. Следовательно, главная трудность заключается не только в том, как и когда проводить вмешательство, но и в том, на кого оно должно быть направлено. Если .действия ведущего несвоевременны или неуместны,…
Оценить
(0 голоса)
В том случае, если существует угроза физической безопасности или эмоциональному благополучию любого участника группы, то вмешательство ведущего является строго обязательным. Многие исследователи, занимающимися изучением негативных последствий групповой работы, соглашаются с тем, что ответственность за безопасность клиента должна лежать на ведущем (Lieberman et al, 1973). Это можно сделать, лишь если внимательно следить как за внутренним состоянием каждого члена группы, так и за внутригрупповыми взаимодействиями с тем, чтобы минимизировать вербальную агрессию. Обычно интеракции, носящие оттенок враждебности, быстро устраняются или, по крайней мере, их характер становится достаточно очевидным для того, чтобы их можно было проработать в относительно контролируемой обстановке. Когда член группы не…