Групповое консультирование

Оценить
(0 голоса)
Этот эксперимент может быть воспроизведен даже в рамках достаточно искусственного контекста учебных занятий. Несмотря на особенности физической среды, необходимость сохранять сидячее положение, наличие конкуренции, присутствие авторитетных специалистов и наличие страха перед оценкой, что является не совсем идеальными условиями для возникновения чувства настоящей сплоченности, среди однокурсников начинает формироваться чувство принадлежности. Студенты могут получать друг от друга поддержку, использовать когнитивную и эмоциональную энергию группы для преодоления сложных периодов в жизни и наслаждаться получаемым опытом. Ялом (Yalom, 1995) выделил одиннадцать факторов, которые, как считается, предопределяют процессы исцеления и роста в группах. О многих из них мы уже упоминали — например, мы говорили о…
Оценить
(0 голоса)
В группе мы получаем не только обратную связь, но и опыт поддержки и поощрений, необходимый для практики новых форм поведения. Люди часто подвержены в своей повседневной жизни воздействию стрессов и фрустраций, поскольку у них отсутствуют необходимые навыки. Застенчивость не позволяет заводить новые знакомства, страх перед фрустрацией заставляет людей быть враждебно настроенными и занимать оборонительную позицию, низкая самооценка приводит к постоянному откладыванию дел на будущее; любое такое ограничение можно рассматривать как дефицит развития навыков, а группа является местом, в котором можно развить и усовершенствовать полезные жизненные навыки. Мужчина, пассивный в отношениях со своей женой, может, например, сформировать навыки уверенного поведения. Члены…
Оценить
(0 голоса)
Любая человеческая жизнь настолько сложна, что даже все ученые в мире, занимающиеся социальными и естественными науками, не могут составить абсолютно полное представление о ее начале, ходе развития, особенностях физического и психического функционирования. И когда эта жизнь приходит в соприкосновение с несколькими другими жизнями, то возможности для генерирования идей и взаимодействий кажутся просто ошеломляющими. Простое движение одного из членов группы, такое как смена позы, может означать проявление беспокойства, волнения, боль в спине, сложности с осанкой, геморрой, необходимость размять затекшие конечности, желание получить внимание группы или почесаться. И если бы этот человек при этом общался с другим членом группы, жестикулируя или бросая…
Оценить
(0 голоса)
Ведущий должен владеть не только основными техниками проведения консультирования, но и иметь представление о групповой динамике и предположениях относительно возможного поведения группы. Каждый клиент приходит в группу со своими ожиданиями, интересами и целями. Основное предположение относительно групп состоит в том, что ожидания и надежды отдельных членов группы часто не совпадают между собой, и подобные расхождения могут существовать также между представлениями ведущего и представлениями других членов группы. Основой для формирования коалиций служат общие интересы и предпосылки, а также кажущиеся сходства в установках, способностях или степени привлекательности. Ведущего могут считать или «посторонним человеком», так как он выполняет функцию эксперта, или «своим», поскольку…
Оценить
(0 голоса)
Другое предположение относительно групп, которое поддерживается большинством практиков (но не всеми), состоит в том, что ведущий является не участником группы, а квалифицированным экспертом. Поэтому ведущий предпринимает усилия для того, чтобы внимание группы было сфокусировано на работе с другими членами группы; стремится не использовать группу для удовлетворения собственных потребностей и оставаться в роли оплаченного специалиста, который осознанно не использует время группы в личных интересах. Кассандра:               Ты всегда сидишь здесь, словно всемогущий мудрец, который все обо всем знает. Ты ведешь нас, помогаешь нам. В чем состоят твои проблемы? Почему мы не можем тебе помочь? Ведущий:                  У меня есть много проблем, с которыми…
Оценить
(0 голоса)
Чтобы групповая работа была успешной или даже просто для того, чтобы начать двигаться в каком-то направлении, необходимо создать доверительную атмосферу. По сравнению с индивидуальными сессиями, проблема конфиденциальности должна подниматься более непосредственно, чтобы все члены группы четко поняли, что информация, полученная ими в процессе общения в группе, должна оставаться в тайне и не разглашаться. На самом деле, соблюдение конфиденциальности нельзя ни гарантировать, ни навязать группе, поскольку с юридической точки зрения члены группы не обязаны подчиняться подобной системе правил. Но все равно существует вероятность того, что кто-либо из участников группы нарушит это правило, разрушив тем самым, созданную с таким трудом атмосферу доверия.…
Оценить
(0 голоса)
В группах консультирования клиент испытывает даже еще большую степень связанного с предстоящими изменениями дискомфорта, чем на индивидуальных сессиях. Особенности структуры самой группы, наличие активных участников усиливают стремление получить одобрение, страх неудачи, давление участников группы и действие других факторов, не способствующих возникновению у клиента чувства комфорта. Этот феномен не обязательно является нежелательным. «Здоровый» уровень Дискомфорта может мотивировать человека сдвинуться с мертвой точки, снизить степень дисгармоничности, сделать необходимые изменения и затем восстановить равновесие. По мере того как члены группы начинают рисковать все больше и больше, Делясь своими чувствами, осознавая имеющиеся неадекватности и вступая в конфронтации с самими собой или друг с другом,…
Оценить
(0 голоса)
Моника:                   Это уже девятая сессия, и я знаю, что я почти ничего не смогла рассказать, но мне неудобно высказывать все прямо в лоб группе. Стефан:                   Пока ты будешь верить в эту чушь, ты не сможешь заниматься ничем другим. Прости сиди здесь и смотри, как мы работаем. Твое свободное плавание мне уже надоело. Ведущий (прерывая Монику до того, как она смогла сказать что-то в свою защиту): Постой, Стефан. Твоя позиция хорошо понятна, несмотря на то, что ты ее изложил в достаточно резкой форме. Моника, перед тем как ты ответишь ему, я хочу узнать о том, что сейчас происходит в твоей голове.…
Оценить
(0 голоса)
В основном, личностный рост в группе происходит благодаря таким процессам социального научения, как наблюдение, идентификация, имитация и подражание, которые редко проявляются в рамках индивидуальных сессий. Члены группы получают возможность наблюдать за действиями ведущего, который, очевидно, является экспертом в использовании навыков социальных взаимодействий, моделью полноценного человека. Ведущий источает мудрость и решает споры с изяществом самого царя Соломона. Он придумывает метафоры, а его монологи достойны сравнения с монологами Шекспира. Ведущий напоминает о нормах поведения, структурирует ситуации, организует, берет на себя обязательства, излучает теплоту, доброжелательность и энтузиазм. И все это время остальные члены группы наблюдают за ним, отмечая для себя понравившиеся им моменты,…
Оценить
(0 голоса)
Орландо:                На прошлой неделе, когда ты, Джанина, рассказывала о том, как тебе надоело быть домохозяйкой, сначала я испытывал лишь скуку. Что я мог извлечь полезного для себя из твоей ситуации? Моя проблема заключается в том, что я слишком занят. У меня слишком много дел, которыми я должен заниматься. Затем я понял, что несмотря на то, что мы ведем абсолютно разный образ жизни, мы оба прячемся от одной и той же проблемы. Джанина:               Я тебя не понимаю. Твоя жизнь отнюдь не скучна. Я же остава- лась домохозяйкой, во всяком случае, вплоть до прошлой недели, так как боялась даже выйти из дома.…