Ради кого на самом деле работает консультант? Нас все время учат, что консультант работает на благо своих клиентов. Как профессиональные помощники, мы должны быть адвокатами своих клиентов, оправдывать их доверие и защищать их права. Однако иногда мы должны разделить свою верность между двумя или более сторонами. Если наш клиент ребенок, то за свои действия мы отвечаем перед его родителями, и часто это служит источником конфликтов, особенно если стороны не могут прийти к согласию относительно наилучшего образа действий. Если мы будем уступать желаниям родителей и сообщать обо всем происходящем во время работы, то мы неизбежно потеряем доверие ребенка. В том случае, если мы не будем сотрудничать с родителями, они могут начать саботировать усилия ребенка или просто отказаться от услуг консультанта.
Чтобы запутать все еще больше, я скажу, что консультанты должны отвечать за свои действия перед школами, организациями или учреждениями, в которых они работают. На консультантов оказывают влияние и такие факторы, как личные предпочтения их супервизоров и нормы коллег, вместе с которыми они работают. Также существуют местные и федеральные законы, регулирующие поведение консультанта, иногда направляя его против интересов клиентов и учреждения, в котором он работает. И как уже упоминалось ранее, существуют профессиональные кодексы в рамках различных организаций. Сквозь все это вдобавок пробивается настойчивый шепот нашего внутреннего голоса.