«Перед тем как судить, был ли я прав или не прав, вам следует изучить все обстоятельства». Ну да, старое оправдание причины, по которой вы перешли улицу на красный свет — это то, что вы были... Этому всегда находится какое-нибудь хорошее оправдание. Принимая верные этические решения, вы, конечно же, должны учитывать обстоятельства, но никогда не доводить ситуацию до такого состояния, чтобы права и безопасность клиента оказывались под угрозой.
Помимо знания об этих ловушках, возможно, для вас было бы весьма полезно знакомство с рядом последовательных стадий, на которые можно разбить процесс принятия этического решения (Forester-Miller & Davis, 1995; Steinman et al, 1998; Van Hoose and Kottler, 1985; Welfel, 1998):
1. Признайте факт наличия этического конфликта. Перед тем, как принимать решение относительно чего-либо, вы должны осознать, что необходимость принимать решение действительно существует. Изучение этических проблем поможет вам развить сензитивность к ситуациям, которые являются настоящими дилеммами, требующими своего разрешения.
2. Описание проблемы. После признания необходимости принятия этического решения полезно также уточнить параметры проблемы, разобраться с тем, что поставлено на карту, какой вред может быть причинен, какие последствия можно предвосхитить. Сбор и упорядочение этой информации помогут разобраться и с временными параметрами, что нужно сделать до того, как будет принято решение и предприняты конкретные действия.
3. Определите соответствующие этические стандарты. Используйте в качестве пособия этический кодекс. Если в нем есть четкая и конкретная инструкция, действуйте прямо по ней. Если инструкция нечеткая или непонятная, проконсультируйтесь у коллег и супервизоров. Если какой-то конкретный этический стандарт соответствует вашей ситуации, но предписываемые действия кажутся вам «неправильными», пройдите дополнительную супервизию и подумайте над тем, не попали ли вы в одну из этических ловушек.